повернутися до розділу ПОРТРЕТИ...


   Эльвира Дагилайская
Дмитрий Дмитриевич Климов - пианист и педагог
(Из прошлого фортепианного исполнительства и педагогики в Одессе)
   Одной из насущных задач современной музыкально-исторической науки является изучение музыкального прошлого, необходимое для выявления закономерностей процесса становления профессионального музыкального искусства и культуры во всей их полноте: концертной жизни, образования и так далее, их связей с современностью.
   Многообразная художественная жизнь "провинциальных городов" оказалась менее исследованной и освещенной, хотя здесь получили свое первоначальное музыкальное образование многие превосходные исполнители, педагоги, композиторы и теоретики. При этом не следует забывать, конечно, и об обратных связях этих городов с Петербургом и Москвой, в которых были сконцентрированы лучшие музыкальные силы, учебные заведения, откуда на работу в провинцию приглашались педагогические и исполнительские кадры музыкантов.
   Вместе с тем, будучи совершенно самостоятельной, история местной музыкальной культуры в известной степени отражала и культуру столичных центров. Одесса - один из крупнейших городов юга России - издавна располагала превосходными театральными коллективами, ее посещали лучшие артистические силы мира, здесь жили и работали талантливые музыканты.
   При поддержке выдающихся музыкантов А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова и других деятелей музыкальной культуры в Одессе было открыто отделение ИРМО, при котором возникли музыкальные классы и регулярная концертная жизнь. С появлением новых форм музицирования и новых форм музыкального образования во второй половине прошлого века стало возможным положить конец дилетантизму в преподавании музыки, а с открытием учебного заведения при местном отделении ИРМО, на базе которого в 1913 году была открыта Одесская консерватория, стало возможным и воспитание кадров музыкантов-профессионалов.
   Обращаясь к истории Одесской консерватории, чьи выпускники получили в XX веке мировую известность -Э.Гилельс, Я.Зак, Д.Ойстрах, М.Фихтенгольц, Б.Гольдштейн и другие, - можно с уверенностью сказать, что высокие достижения исполнительской культуры Одессы были подготовлены всем ходом развития музыкальной культуры города в прошлом.
   Общеизвестно, что проблемами профессионализма музыкальной культуры во второй половине прошлого века были озабочены передовые деятели отечественной культуры. Страна "жаждала музыки как общественно-организованного, серьезного, эстетического наслаждения", когда время общественного подъема требовало "устроения ... музицирования", для чего нужно было создать своих постоянных исполнителей, кадры инструменталистов-оркестрантов, музыкально образованный слой слушателей, "вызвать любовь" к симфонической и камерной музыке.
   Поэтому основанная А.Г.Рубинштейном в Петербурге (1862 г.) первая русская консерватория, при открытом ранее (1859 г.) Императорском Русском Музыкальном Обществе как концертной организации, стала оплотом "музыкального профессионализма... (далее автор) реальные результаты, которые широко удовлетворили культурно-музыкальные потребности русской демократической интеллигенции" во всех регионах страны.
   Неоценимое значение имела деятельность выпускников отечественных консерваторий (после Петербургской консерватории в 1866 г. при непосредственном участии Н.Г.Рубинштейна была открыта Московская консерватория), преподававших в различных городах страны и выступавших на концертной эстраде. Именно благодаря их деятельности стало возможным достичь такого высокого уровня профессионализма, который определил рассвет исполнительской культуры на протяжении второй половины XIX и всего XX века.
   Проблема музыкального профессионализма волновала и деятелей культуры Одессы -на. страницах одесских газет неоднократно обсуждались эти вопросы, были обращения в Главную дирекцию ИРМО, к А.Г.Рубинштейну как главному советнику в делах ИРМО, на что он ответил: "Консерваторию... в Одессе пока открывать не нужно, а приготовительную школу при консерватории, так же, как в Киеве и Харькове, можно и следует поощрить". Одесситы не зря обращались к Рубинштейну - на протяжении многих лет он регулярно приезжал в Одессу, где жила его мать. пианистка К.Х.Рубинштейн, сестры; высту-1ал здесь с концертами, неизменно интересовался местной музыкальной жизнью, прослушивал одаренных детей. Можно с уверенностью утверждать, что участие А.Г.Рубинштейна и его поддержка послужили толчком для преобразований, на которые решилась Главная дирекция ИРМО, - в 1884 году в Одессе было открыто отделение.
   Первые два года деятельность его была недостаточно активной, в связи с тем, что продолжали свою деятельность существовавшие ранее в Одессе Общество изящных искусств / Одесское музыкальное общество. Лишь в 1886 г. по совместной договоренности они передали свои музыкальные классы местному отделению ИРМО. Во вновь открытых музыкальных классах стали устраиваться концерты силами преподавателей, среди которых находим имена пианистов С.Штерн, Р.Кофман, Д.Рессель, К.Лаглер. Из отчета ИРМО мы знаем, что по классу фортепиано в 1886 - 1887 учебном году было приглашено 4 преподавателя и было принято 18 учеников (+ три вольнослушателя). В наличии был один рояль местной фабрики К.Гааза, две скрипки; один альт, одна виолончель, а библиотечный фонд включал 195 экземпляров нот.
   Уже в первые годы существования музыкальных классов были заложены основные направления, по которым они работали. Во многом они отражали педагогические установки А.Г.Рубинштейна на воспитание музыканта-профессионала. Именно А.Г.Рубинштейн рекомендовал одесситам пригласить из Петербурга на должность директора и инспектора музыкальных классов, для постановки музыкальных классов "на достаточную высоту, введения единства в методах преподавания, изгнания всякого дилетантизма", профессора Петербургской консерватории, ученика Т.Лешетицкого Дмитрия Дмитриевича Климова. Одновременно Климов занял должность старшего преподавателя по классу фортепианной игры.
   Сохранившихся архивных документов, мемуаров, рецензий, воспоминаний учеников недостаточно, однако, для детальной характеристики всех сторон музыкально-педагогической деятельности Д.Д Климова. Эти материалы позволяют обратить наше внимание на некоторые черты пианиста и педагога, проявившиеся в его концертной деятельности и работе с учениками. Д.Д.Климов проработал в Одессе более 20 лет (с 1888 года). Он возглавлял музыкальные классы, впоследствии преобразованные в музыкальное училище (до 1909 года), был неизменным участником симфонических и камерных концертов местного отделения, организатором и первым дирижером симфонического оркестра и хора учащихся. Все усилия своего таланта (при нем, кстати, в 1902 году было построено здание музыкального училища, где и поныне находится Одесская государственная консерватория имени А.В.Неждановой), он направлял на воспитание выдающихся исполнителей-гастролеров и педагогов, вел широкую просветительскую деятельность.
   В период становления в Одессе музыкальных профессиональных форм обучения, планомерной концертной деятельности на рубеже XIX - начале XX века Д.Д.Климов стал той фигурой, которая своим универсализмом, неуемной энергией и высоким уровнем пианистического мастерства смогла объединить вокруг себя талантливых людей и заложить прочный фундамент творческого педагогического процесса
   В одной из статей, посвященных Климову, читаем. "Прежде всего, нужно помнить о том, что начало музыкального просвещения в Одессе тесно связано с именем Д.Климова" Все усилия таланта педагога Климов направлял на упрочение музыкальных классов, устройство музыкальных собраний, повышение требовательности к приемным экзаменам - основная установка была сделана на то, чтобы "не повредить доброго имени классов", принимать учащихся, серьезно относящихся к обучению а не только тех. которые стремились играть для себя.
   С первых шагов своей деятельности Климов считал невозможным ставить перед Главной дирекцией вопрос о том, чтобы преподавание в музыкальных классах велось по общим со столичными учебными заведениями программам, для того, чтобы оканчивающие музыкальные классы могли продолжать музыкальное образование в консерваториях России и за границей.
   Мы располагаем биографическими данными о жизни и творческой деятельности Д.Д.Климова. Известно, что он родился 1 декабря 1850 года в Курской губернии в семье потомственных дворян. Музыкой начал заниматься с 5 лет под руководством домашней учительницы госпожи Бенке из Гамбурга. С 10 лет он занимался в Бельгии в Королевской "Политехнической школе" и посещал в свободное от занятий время консерваторию. Затем он переехал в Лейпциг и в течение 4 лет (1867 - 1871) занимался в классе К.Рейнеке. Здесь, в Лейпциге, в его особом, пристальном внимании к профессионализму сказывалась, на наш взгляд, давняя немецкая традиция, о которой так точно писал К.Шимановский: "Подлинная красота вырастала естественно, как бы органично, из самого понятия "ремесла", не путая по темным закоулкам души". Характерная увлеченность чисто академической постановкой обучения формировала профессионалов, которые способствовали распространению и упрочению высоких традиций музыкального искусства в Европе.
   По совету А.Рубинштейна, слышавшего игру Климова в Лейпциге, последний переехал в Петербург и поступил в консерваторию в класс Т.Лешетицкого. На протяжении всех лет учебы (1871 - 1874) Д.Климов активно выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист, заслужив восторженные рецензии и отклики многих петербургских газет. Вот один из характерных отзывов прессы: "Климов и теперь уже весьма замечательный пианист. Замечательно большой тон, отличная техника, осмысленность и элегантность - вот отличительные качества его игры".
   В концертах камерной музыки и в многочисленных квартетных собраниях Петербургского отделения ИРМО, устраивавшихся довольно часто в 1870-1880-е годы, Климов как пианист выступал наряду с В.И.Сафоновым, Луи Брассеном и другими выдающимися музыкантами, достигая высокого уровня исполнения.
   С интересом ожидались выпускные экзамены по классу Т.Лешетицкого 16 мая 1874 года. Среди выпускников были два весьма талантливых пианиста - г. Климов и г. Пухальский (последний впоследствии был директором Киевского музыкального училища, а затем и Киевской консерватории).
   Характерной чертой исполнительской манеры Климова как ученика Лешетицкого было пение на фортепиано. Певучесть в соединении с эмоциональной яркостью, точная и отчетливая пианистическая техника, чистота, ровность фортепианного звучания, легатная манера интонирования мелодии, гибкие движения рук, ясная педализация придавали исполнению Климова впечатляющую силу. В каждой фразе была образная характеристичность, естественность и простота. Все изгибы мелодий включались в большую линию, - при этом каждый мелодический поворот ясно прослушивался и раскрашивался неповторимыми динамическими нюансами. Все исполнение отмечалось неповторимым изяществом и грацией.
   Получив звание свободного художника и большую серебряную медаль, Климов начал гастролировать в столицах и городах России. В течение 9 лет он также преподавал в Петербургской консерватории по классу игры на фортепиано.
   Среди произведений, наиболее часто исполнявшихся Климовым в концертах Петербургского отделения ИРМО, находим концерты Рубинштейна, Бетховена, Листа, сольные сочинения Листа и Шопена, ансамблевую и камерную музыку Бетховена, Шумана, Сен-Санса, сочинения отечественных композиторов (его современников) - Чайковского, Направника, Давыдова, - что свидетельствует о широте репертуарных вкусов пианиста.
   К петербургскому периоду относится тесное общение Климова с передовыми музыкантами: А.Г.Рубинштейном, П.И.Чайковским, В.И.Сафоновым, Н.А.Римским-Корсаковым, Э.Ф.Направником и другими - теми, кому по предначертанию истории должно было стать организаторами музыкальной жизни России второй половины XIX века и заложить фундамент профессионализма в педагогике, концертной жизни, исполнительском и композиторском творчестве, в музыкальной критике.
   В руководстве старшим курсом фортепианной игры в Петербургской консерватории Д.Д.Климов, опираясь на традиции Т.Лешетицкого и А.Г.Рубинштейна, выработал свои методы фортепианной педагогики, творчески обобщив лучшие черты современной ему практики исполнительства. Климов при обучении использовал обширный репертуар из сочинений классиков (прежде всего, Баха, Бетховена, Гайдна), романтиков (главным образом, Шопена, Листа, Шумана), виртуозную литературу (от этюдов Черни, Клементи - до этюдов Шопена), проявляя тонкий вкус и понимание индивидуальности каждого ученика.
   В работе над музыкальным сочинением он уделял огромное внимание раскрытию художественного смысла исполняемого, продумыванию исполнительского плана сочинения, осмысленному пониманию технических трудностей, развитию музыкального мышления, мастерству звукоизвлечения. Наиболее важным он считал воспитание личности музыканта, развитие кругозора, умение ориентироваться в стилях, высокую звуковую культуру.
   Получив приглашение на работу в Одессу, Климов предложил изменить структуру музыкальных классов по примеру структуры Петербургской консерватории и ввести деление на курсы: младший, средний и высший, что обеспечило разграничение уровня обучения и способствовало созданию новой системы образования. Были введены полукурсовые испытания - с целью наблюдения за учебным процессом и развитием учащихся, за их публичной концертной практикой. По инициативе Климова были введены занятия по камерному и фортепианному ансамблю, а также обязательное участие учащихся всех специальностей в хоре, включая и пианистов (по примеру практики, введенной А.Г.Рубинштейном в Петербургской консерватории). Климов принимал самое непосредственное участие в создании учебных планов и программ музыкальных классов Одесского отделения, которые разрабатывались с учетом требований Петербургской и Московской консерваторий, Киевского музыкального училища.
   В первый год работы Климова в Одессе в музыкальных классах был организован хор из 118 учащихся, который в конце первого учебного года выступил под его управлением в концерте в Городском театре. В 1891 году открылся оркестровый класс, где обучалось 44 человека. Климов в качестве дирижера возглавил оркестр из этих учащихся, который плодотворно работал и принимал участие в концертах Одесского отделения ИРМО.
   Сохранились сведения о первом публичном выступлении симфонического оркестра музыкальных классов 25 апреля 1891 года, а также мнение дирекции отделения об этом событии: "Дирекция считает своей приятной обязанностью отметить этот факт и выразить при этом свою благодарность руководителям классов за достигнутые успехи". Хочется привести и более пространный отзыв о первых выступлениях Климова-дирижера:
   "Принимая во внимание, что ученики в первый раз играли перед публикой и исполняли довольно трудные вещи ("Вальс-фантазия" Глинки, увертюра Моцарта к опере "Волшебная флейта" и др.), можно сказать, что передача вышеназванных произведений была вполне хороша и делала честь как преподавателям, так и директору оркестра проф. Климову. Судя по первому дебюту, можно сказать почти наверное, что одесситы в следующий зимний сезон будут иметь возможность слышать исполнение лучших симфонических произведений".
   Созданные Климовым хор и симфонический оркестр стали органической частью учебной и концертной деятельности местного отделения и сохранились по сей день в структуре музыкального училища и консерватории. Можно смело утверждать, что Климов, следуя прогрессивным просветительским взглядам Рубинштейна, способствовал популяризации лучших образцов русской и зарубежной классики, включая их в программы концертов:
   симфонии и увертюры Бетховена, симфонии Гайдна, симфонии и увертюры Моцарта, сочинения композиторов-романтиков, сочинения Глинки, Чайковского, Глазунова и других молодых русских композиторов - его современников.
   
   На протяжении всех лет работы в Одессе Климов не оставлял дирижерской деятельности, которая позволяла воспитывать вкус одесской публики, приглашать на гастроли 1ющихся музыкантов - солистов и дирижеров. Так, по инициативе Климова в Одессу приглашены с концертами П.И. Чайковский, В.И. Сафонов, Н.А. Римский-Корсаков. Направник, лауреаты конкурса имени А.Г. Рубинштейна (Иосиф Левин - лауреат первой премии конкурса 1895 года). Устраивались концерты-премьеры молодых выдающихся русских композиторов. В 1897 году под управлением В.И. Сафонова в Одессе состоялась премьера фортепианного концерта А.Н. Скрябина в авторском исполнении (см. переписку Д.Д. Климова и В.И. Сафонова). Под управлением Климова прошли выступления Л.С. Ауэра с симфоническим оркестром отделения. Климов организовывал и непосредственно участвовал в проведении симфонических и камерных юбилейных вечеров, посвященных творчеству Бетховена, Шуберта, Рубинштейна, Мендельсона, Брамса, а также ученических вечеров в честь приезда в Одессу П.И.Чайковского, Э.Ф.Направника, Н.А.Римского-Корсакова. П.И.Чайковский в 1893 году посетил Одессу и познакомился с постановкой обучения в музыкальных классах, прослушал выступления учеников, исполнявших его сочинения. В интерпретации учениц Климова Лиховицер и Строльман прозвучал Первый концерт для фортепиано, затем были исполнены романсы и серенада для скрипки. В одном из писем Чайковский писал о том, что в его честь был устроен "...удачный вечер в музыкальных классах, руководимых талантливым пианистом Д.Д.Климовым", а местные газеты сообщали, что "...все исполнители удостоились похвал и оваций автора".
   Безусловно, Климов как прогрессивно мыслящий педагог понимал, как важны для создания настоящего уровня музыкальной культуры и профессионального исполнительского мастерства общение с выдающимися музыкантами, их рекомендации, советы, а также не современной музыки.
   Понимал Климов и важность собственной исполнительской деятельности. По примеру А.Г.Рубинштейна он вел активную исполнительскую деятельность: редкие музыкальные собрания обходились без его участия, подтверждая его мысль о том, что "...музыка не праздная забава, она есть высокое искусство, облагораживающее и просвещающее, представляется потребностью цивилизованного общества, а занятия ею, кроме того, являются честною и благородною профессиею". Среди сочинений, наиболее часто исполнявшихся пианистом Климовым в концертах местного отделения ИРМО, - концерт Рубинштейна d-moll, оба концерта Листа, концерт Шумана; из сольных сочинений - последние сонаты Бетховена, "Симфонические этюды" Шумана, сочинения Баха, Шопена и Листа. Камерный репертуар включал сочинения Бетховена, Грига, Шумана, Шуберта, Сен-Санса, Направника, Чайковского, Рубинштейна, Брамса, Кюи и др. (заметим, что сочинения Брамса и композиторов русской школы только в тот период начали входить в репертуарный обиход). Д.Д.Климов выступал с такими дирижерами, как П.И.Чайковский, А.С.Аренский, И.Прибик, А.Виноградский, О.Недбал, Л.С.Ауэр, со скрипачами-солистами Я.Коцианом, Ф.Ступкой, А.Бродским, Л.С.Ауэром; с местным квартетом, виолончелистами К.Давыдовым, Л.Зеленкой и другими. Об одном из таких камерных концертов "Новороссийский телеграф" писал: "...Климов играл чудесно, горячо, нежно, без всякого признака нервности, и этот покой его сообщался всем, позволяя вдуматься в каждую ноту, лившуюся из-под пальцев пианиста... г. Климов... дал нам услышать Шумана, Бетховена и Гайдна и вполне оценить те красоты их вдохновения, которые сделали бессмертными эти имена... с глубоким сосредоточенным вниманием, публика стоя прослушала произведения Шопена... удивительно исполненные артистом".
   Искусство Климова-исполнителя оказало огромное влияние на становление пианистической культуры Одессы: современность его пианизма, образный строй мышления, раскрытие выразительных возможностей фортепиано, а, самое главное, - то воздействие, которое оно оказало на его учеников в постижении образцов высокого исполнительского стиля и вкуса.
   "Сам прекрасный пианист, опытный педагог, музыкант строгой школы, г. Климов очень хорошо понимал, что в педагогическом деле школа... имеет главное и существенное значение, что музыкант без школы в сущности тот же любитель, и поэтому настойчиво проводил в жизнь основные начала музыкальной педагогики там, где дело касалось правильного развития техники и последовательного усвоения образцов классической литературы".
   Как пианист, воспитанный на традициях Т.Лешетицкого и А.Г.Рубинштейна, Климов при выборе репертуара всегда считался с индивидуальностью учеников, музыкальной зрелостью и технической подготовкой каждого, требовал от исполнителя не нот, а музыки, стиля, сохранения и воспроизведения характера исполнения.
   Если проанализировать программы учеников его класса, то обращает внимание общая направленность на изучение разножанрового репертуара, который и сегодня составляет основу средней и высшей музыкальной школы: обязательное изучение полифонических сочинений Баха, сонат Гайдна и Бетховена, этюдов Черни, Клементи, Мошелеса, Шопена, Листа, сочинений романтиков. Среди наиболее часто исполнявшихся были произведения Шопена и Шумана (в архиве автора статьи хранятся ноты "Симфонических этюдов" Шумана с пометками Д.Д.Климова, подаренных автору его учеником А.М.Сигалом, окончившим музыкальное училище Одесского отделения ИРМУ в 1904 году и в 1960-е годы вспоминавшем о своем учителе), Рубинштейна и Чайковского; в репертуаре были и "Исламей" Балакирева, Первый концерт Рахманинова, концерт Римского-Корсакова, пьесы Аренского и Скрябина.
   Замечательной практикой для учащихся класса Климова было постоянное участие в открытых концертах с симфоническим оркестром, когда за дирижерским пультом стоял их учитель. Сохранились программы концертов его учеников: звучали концерты Бетховена, Рубинштейна, Шумана, Грига, Листа. Очевидно, такая концертная практика должна являться неотъемлемой частью воспитания пианиста-исполонителя, она позволяла подготавливать профессионалов, продолжавших впоследствии свое образование в русских и зарубежных консерваториях и активно занимавшихся концертной деятельностью.
   Среди пианистов, окончивших класс Климова, - концертанты и педагоги, работавшие в Одесском музыкальном училище, в Одесской, Московской, Петербургской и Венской консерваториях.
   В Одесской консерватории до 1946 года работали выпускники Д.Д.Климова Я.Богуц-кая и А.М.Немировский (впоследствии он был проректором Одесского муздрамина, а затем профессором Ленинградской консерватории). Профессором Московской консерватории был ученик Климова Т.Ламбрино, Петербургской - Л.Шлемензон, Венской - Е.Лиховецер, концертирующими пианистами стали В.Городецкий, И.Шварц, М.Вольфзон (совершенствовался позднее у Ф.Бузони в Берлине), В.Моисеевич (Англия) и многие другие.
   Одесская школа пианизма, созданная Д.Д.Климовым, явилась прочным фундаментом профессиональной музыкальной культуры и музыкального образования Одессы, определяя авторитетность музыкальной педагогики нашего города в разных странах мира и обозначила преемственность традиций высокого мастерства, приведших к расцвету одесской пианистической культуры в середине XX века.
   Данная статья написана на основании фактических материалов, хранящихся в архивах Москвы, Петербурга, Праги, Одессы, фондов ГЦММК имени М.И.Глинки, ЦГАЛИ, ИАЛО, фонда М.С.Воронцова, материалов личного архива Ф.Ступки, А.М.Сигала, Е.Циклиса, дневников В.А.Швеца, любезно предоставленных В.А.Смирновым, рецензий и публикаций газет, афиш концертов, нот с личными указаниями Д.Д.Климова и др.

top of document