повернутися до розділу ФЕСТИВАЛІ


   Иван Ергиев
Дуэт "Каданс" в Литве
   Сентябрьский международный фестивальный форум был уже десятым в 2000 году для "Каданса", единственного в своем роде украинского ансамбля - дуэта баяна и скрипки. Классическая и современная музыка исполнялась этим известным в мире коллективом в Одессе, Запорожье, Киеве, Кировограде, Нижнекамске, Казани, Кишиневе и, наконец, Вильнюсе. Так уж случается, когда нечто новаторское, необычное и в то же время талантливое в начале находит свое признание в далеком зарубежье: С.Губайдуллина, А.Шнитке, Ф.Липс и др. Не стал исключением и дуэт "Каданс", к которому признание на Украине пришло после успехов и побед в Италии, Франции, России, Бельгии, Германии. После того, как об Иване и Елене Ергиевых написали газеты вышеперечисленных стран, в том числе ведущая мировая газета об аккордеоне "Intermusic" (Германия), после радиотрансляций "BRTN - 3" (Бельгия), 1-го канала "Francculture" (Париж), их записи передавались радио "Промінь", а сведения о них просочились в ведущие органы прессы Украины. (Одесса знала музыкантов давно).
   VIII международный фестиваль аккордеонной музыки был организован Литовской ассоциацией аккордеона, Вильнюсской музыкальной академией, мэрией г. Вильнюса и был приурочен к торжествам по случаю празднования дня города. Активное участие в фестивале приняла Германия: от рекламы в крупнейшей газете "Intermusic", изготовления красочных буклетов и афиш до приезда оркестра аккордеонистов для участия в открытии фестиваля совместно с муниципальным камерным оркестром "Христофорус" (дирижер - Fraas).
   Кстати, участие камерного оркестра, который исполнил произведения Респиги, И.Сука и концерт для аккордеона польского композитора Б.Довлаша было новинкой для Литвы и знаменательным событием на рубеже веков: Литва видит будущее этого инструмента как академического.
   Для сравнения: в Одессе уже прошла не одна акция с участием пионера украинского модерн-баяна Ивана Ергиева и Одесского филармонического камерного оркестра (дирижер - Игорь .Шаврук, концертмейстер - Елена Ергиева). В Одессе это стало возможным благодаря активной работе Ассоциации "Новая музыка" (председатель - композитор К.Цепколенко). В частности, в 2-х прелюдиях к V и VI международным фестивалям "Два Дня и Две Ночи Новой Музыки" исполнялись произведения С.Губайдуллиной, Р. де Смета и других авторов, позволяющие утверждать творческие возможности аккордеона в сфере высокой современной музыки, его художественное равноправие с роялем, скрипкой, виолончелью...
   Среди многочисленных участников фестиваля из Латвии, Литвы, России, Финляндии, Германии хотелось бы выделить двух мэтров аккордеона (баяна): Фридриха Липса - профессора Российской музыкальной академии им. Гнесиных и колледжа им. А.Шнитке, а также Матти Раантанена - профессора Хельсинской академии им. Я.Сибелиуса. Судьба распорядилась так, что камерный дуэт "Каданс" выступал в одном концерте с знаменитым Ф.Липсом, причем одесситам было дано почетное право заканчивать концерт вторым отделением. В программе камерного дуэта "Каданс" прозвучала музыка различных стилей и направлений. Неоимпрессионизм был представлен музыкой С.Беринского, постмодерн - К.Цепколенко, классика ХХ века - произведениями Д.Шостаковича, Р.Щедрина, Б.Бартока, фолкмодерн - произведениями украинских композиторов Л.Самодаевой, В.Власова и др. Ансамбль оказался единственным из зарубежных участников, исполнившим сочинение литовского композитора - это было "Per Musica ad astra" И.Тамулениса (кстати, написанное в стилистике неоклассицизма).
   Таким образом, "Каданс" представил в определенном смысле панораму стилей, и в то же самое время часовая программа выстроилась концептуально как единое законченное драматургическое произведение. Созерцание и осмысление вечного в "Морском пейзаже" С.Беринского и в "космическом" "Per Musica ad astra" И.Тамулениса чередовалось с философскими прочтениями взаимоотношений "Её" и "Его" в "Duel-Duo № 5" К.Цепколенко и "Hommage a Albeniz" Р.Щедрина. Крайние полюса образа мира: диссонантно напряженного и гармонично консонантного чередовались с попытками перевести дисгармонию в состояние консенсуса, что, в общем-то, привело к радостному финалу, полному взаимопониманию "Каданса" и публики. Зал горячо приветствовал Ивана и Елену, неоднократно бисируя.
   В чем же причина успеха "Каданса"? Думается, - в особой стильности и новизне имиджа ансамбля, но не только.
   Не секрет, что нововведения Новой Венской школы в начале ХХ века (А.Шенберг, А.Берг, А.Веберн): додекафония, атональность, пуантилизм, диссонантность, серийность и многое другое поначалу воспринималось - и не только в нашей стране - как нечто разрушительное, несовместимое с добрым и вечным, выражавшемся в традиционной мелодике и ритмике. По мнению многих специалистов, новая музыка лишена главного - души. И как следствие - невозможность исполнять ее эмоционально, а только лишь абстрактно, механично, - тогда, естественно, невозможен и интонационный артистизм (?!). Интересно, что и многие современные исполнители и композиторы придерживаются мнения, что эмоционально-артистические проявления в исполнении новой музыки - это излишние "одесские штучки", мешающие философски медитировать исполнителю и слушателю. Последний должен, так сказать, постигать музыку (искусство эмоционального выражения) на уровне микро- и макро-схем, математических формул, разгадывать ребусы философских умозаключений. Отсюда порой делается ложный вывод о ом, что современные композиторы якобы не нуждаются в исполнительских толкованиях, а достаточно сыграть то, что написано в нотах. Результат таких экспериментов на фестивальных форумах - засыпающая, изнывающая от скуки публика, которая начинает ненавидеть этот самый авангард. Публика становится "дурой", а горе-исполнитель - "непонятым артистом".
   Слава Богу, среди приглашенных на Вильнюсский фестиваль не оказалось приверженцев схоластических теорий, а программы исполнителей были очень интересны. Так, профессор Ф.Липс исполнил новые сочинения А.Холминова, Е.Подгайца; В.Мурза презентовал литовцам сочинения известного далеко за пределами Одессы сочинения В.Власова, завоевав симпатии слушателей. Очень интересным было структурирование программы у профессора Раантанена: блоки сочинений в стиле барокко и новой музыки финских композиторов. Свежо слушались литовские народные инструменты и эстрадные коллективы из других прибалтийских стран. Все это слилось в музыкальной феерии заключительного гала-концерта в Городской ратуше. Это был настоящий праздник аккордеона (!) в сольных, камерных и оркестровых жанрах.
   По итогам фестиваля делегация Германии оценила выступление дуэта "Каданс" как лучшее и уникальное на всем форуме. "Вы творите во имя Искусства!", - воскликнул Ульрих Шмюллинг, "Вашу Музыку должен слышать весь мир!", - написала в отзыве дирижер и композитор из Германии Эльзбет Глаубер. То же мнение высказали и литовские композиторы Р.Юозапайтис, В.Германавичюс и другие, которые, как и на Одесском фестивале, проявили огромный интерес к ансамблевому союзу скрипки и баяна, и высказали свое желание написать новые сочинения для Ивана и Елены.
   По-видимому, творческий союз "Каданса" с композиторами Литвы и других стран мира, начавшийся в 1995 году будет успешно жить и в XXI веке.

top of document