повернутися до розділу ФЕСТИВАЛІ


   Юлия Гомельская
LUX-ФЕСТИВАЛЬ В LUXЕМБУРГЕ

   МИРОВЫЕ ДНИ МУЗЫКИ… Это было в 1922 году, в Зальцбурге, самый первый World Music Days фестиваль с музыкой Бартока и Стравинского, Дебюсси и Равеля, Пуленка и де Фалья, Рихарда Штрауса и Шимановского, Хиндемита и Шёнберга… Год спустя - в 1923, было создано Международное Общество Современной Музыки (ISCM). Мировые Дни Музыки - международный фестиваль, ежегодно представляющий работы композиторов со всего мира. На протяжении своей истории крупнейшие города планеты принимали фестиваль у себя дома. Среди них Вена и Париж, Лондон и Нью-Йорк, Сан-Франциско и Сеул, Мехико и Гонконг, Тель-Авив и Варшава, Манчестер и Бухарест… Большие и маленькие страны становились гостеприимными хозяевами этого праздника. В этом году фестиваль проходил в Люксембурге с 29 сентября по 8 октября.

   ЛЮКСЕМБУРГ 2000…
   Фестиваль стал рубежным, как и все, что происходит в 2000 году. Впервые в своей истории фестиваль проходил в Люксембурге. В стране, маленькой по размерам, но гордой и независимой. В стране необыкновенной красоты, богатой своей культурой и традициями.
   Люксембургская секция ISCM сравнительно молода, (основана в 1983 году), однако именно она заслужила право проведения фестиваля на рубеже тысячелетий. И не случайно. Ведь в 1995 году Люксембург был назван Европейской Столицей Культуры года. Хозяева фестиваля были особенно горды тем, что в течение 10 дней открывали миру музыку третьего тысячелетия.
   Особенное историческое и географическое положение города-государства обусловило включение в фестивальную орбиту близлежащих регионов - северную Францию и западную Германию, что символично для объединяющейся сегодня Европы, и тем самым расширило географию события. Программа фестиваля была построена таким образом, что утренние концерты проходили, к примеру, в Люксембурге, а дневные и вечерние - в Саарбрюкене и Марнахе (Германия), либо в Метце и Альзетте (Франция).
   Из 750 сочинений международным жюри для исполнения на этом форуме были отобраны 136 работ композиторов из 52 стран пяти континентов. Самые последние симфонические и камерные сочинения, звуковые и видео инсталляции, электроакустическая и интерактивная компьютерная музыка были представлены в 29 фестивальных концертах. Из них - пять концертов были симфоническими (с участием BBC Symphony Orchestra, Orchestre Philharmonique du Luxembourg, Sinfonieorchester des Saarlandischen Rundfunks) . Три - камерно-оркестровых (Luxembourg Sinfonietta, Prague Chamber Orchestra, Orchestre de Flutes Francais). Четырнадцать концертов камерно-ансамблевой музыки (Ensemble Intercontemporain - IRCAM, MusikFabrik, Ensemble Continuum New York, Ensemble United Berlin, Ensemble Modern, Arditti String Quartet, Ensemble saXas, ARTA Woodwind quintet, Ensemble Antipodes) . Два - электроакустических и мультимедийных (Miso Ensemble, "the B.Е.А.М.") . Танцевально-театральное действо (Tanztheater Basel) , концерты органной музыки и бельгийского симфонического бэнда (Grand Orchestre d'Harmonie des Guides) .
   Музыкально-информационная насыщенность фестиваля была определена плотным графиком концертов, количество которых доходило иногда до 4 - 6 в день.
   Украина в Люксембурге была представлена двумя делегатами - Президентом Украинской секции ISCM Кармеллой Цепколенко и композитором Юлией Гомельской, новое камерное сочинение которой ("The Trap for Two" для двух саксофонов) успешно прозвучало на форуме в исполнении ансамбля Quatuor de Saxophones de Luxembourg.

   АССАМБЛЕЯ…
   Давно стало правилом проведение в дни фестиваля Генеральной Ассамблеи ISCM, где обсуждаются принципиальные идеи, касающиеся проблем и развития современной музыки сегодня и будущего самой организации. Одним из ключевых вопросов обсуждения нынешней Ассамблеи стало предложение, как можно более широко представлять на "Мировых Днях Музыки" сочинения молодых композиторов.
   Арне Мельнас, Президент ISCM: "Незнакомые имена" - молодые, талантливые, но все еще неизвестные композиторы, зачастую имеющие меньше шансов быть представленными на больших и известных фестивалях, обязаны получить возможность быть услышанными и международно признаными. Мы все обязаны помнить, что это было основной целью и намерением Международного Общества Современной Музыки (ISCM), когда оно было основано в 1922 году".
   Информация о внутренней жизни национальных секций, координация их деятельности, планирование и выбор места проведения будущих "Международных Дней Музыки", - эти и целый ряд других вопросов стали предметом обсуждения на заседаниях Ассамблеи.
   Кармелла Цепколенко, представляя работу украинской секции ISCM за прошедший год, рассказала о реализованных в Украине проектах, завоевавших признание и получивших широкую известность не только в нашей стране. Это, в первую очередь, - яркий своим своеобразием и неповторимостью фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки". Президент украинской секции выразила надежду на то, что пусть не сегодня и, может быть, даже не в ближайшем, но все же в обозримом будущем, "Мировые Дни Музыки" можно будет провести в Украине, и в частности в Одессе. По крайней мере предпосылки для этого, - пусть пока не экономические, но творческие, - есть.
   Пока же следующим местом проведения "Мировых дней..." в 2001 году была выбрана Япония. Определены также хозяева фестиваля на ближайшие 5 лет. Вслед за Японией ими станут Гонконг, Словения, Швейцария, Германия.
   АРНЕ МЕЛЬНАС, Президент ISCM: "Должен ли этот фестиваль продолжать свой путь? Или настало время перемен? Время попробовать "что-то другое"?… И если так - что должно быть "этим другим"? Эти вопросы поднимались и поднимаются…Очень важно, что эта дискуссия продолжается. Я персонально уверен в том, что ISCM должно держать свою линию без слишком большого сравнения или соревнования с другими "большими" фестивалями".

   "ПЕРЕДВИЖНОЙ ПРАЗДНИК"…
   Два этих слова вполне могут быть написанными без кавычек. В данном случае, подчеркнута их цитатность. Это определение принадлежит президенту ISCM. Оно не только точно определяет концепцию Международного Общества Современной Музыки в отношении мировых музыкальных дней, но как нельзя лучше характеризует все, что происходило в Люксембурге и городах-спутниках фестиваля.
   Праздник новых идей, открытий, впечатлений. Праздник взаимного общения и обогащения, осознания единства и общности, безусловно, разных и непохожих в своих творческих устремлениях музыкантов, но одержимых единым для всех желанием новизны, стремлением выйти за рамки обыденного.
   Можно с полной уверенностью сказать, что праздник удался. И произошло это, в первую очередь, благодаря высокому уровню организации фестиваля, свидетельством чему и отсутствие накладок при проведении концертов, и абсолютные аншлаги в залах, и высочайший профессионализм приглашённых исполнителей. Все действо под названием "Мировые Дни Музыки" было отмечено печатью добротности и успеха, что дало право Марселю Венглеру, артистическому директору фестиваля и Президенту Люксембургской секции ISCM, не без гордости констатировать: "Всё, что нам удалось сделать в Люксембурге 2000, по своему уровню соответствует году, в котором этот фестиваль проводится".
   Но главное, что останется в памяти, - это, конечно же, музыка, звучавшая в исполнении признанных грандов - BBC Symphony Orchestra, Arditti - квартета, прекрасно сыгравшего, в частности, струнный квартет татарского композитора Рашида Калимуллина, который в очередной раз доказал своей музыкой, что национальный фольклор - как источник вдохновения - неисчерпаем. Старейший в Европе (создан в 1832 году) бельгийский симфонический бэнд Grand Orchestre d'Harmonie des Guides (Musique Royale des Guides), в своей программе с успехом представил сочинение норвежского композитора Гутторма Киттельсена и по праву заслужил теплый прием публики и восхищение профессионалов.
   Поразил своей необычностью оркестр - очень специфический французский коллектив - Orchestre de Flutes Francais, состоящий из 24 флейт. В его исполнении звучала музыка, написанная специально для этого нетрадиционного состава, в том числе органичное и тонкое сочинение Дойны Ротару (Румыния). Ensemble Intercontemporain - IRCAM (Франция), с успехом представил "живую" компьютерную музыку своего основателя, признанного классика ХХ столетия, французского композитора Пьера Булеза.
   Ярким событием фестиваля стал симфонический концерт Orchestre Philharmonique du Luxembourg, который прошел в зале "Арсенал-Метц", где прозвучали произведения Маурисио Кагеля (Германия), Витаутаса Баркаускаса (Литва) и одного из самых молодых и талантливых участников фестиваля, японского композитора Хироюки Ямамото, чья музыка звучала невероятно свежо и очень "по-японски".
   магнетизмом ее мастерства, яркой и точной интерпретацией сочинения композитора Тома Симаку (Албания-Англия).
   Впечатлений много. Сложно и невозможно сказать о каждом прослушанном концерте, упомянуть всех композиторов и исполнителей. Все написанное - лишь попытка обозначить самые первые ощущения, сформулировать самые первые мысли, сделать первые выводы.
   АРНЕ МЕЛЬНАС, Президент ISCM: "Передвижной праздник" - ежегодная смена места проведения Мировых Дней Музыки придает неповторимый шарм этим фестивалям. Они автоматически отличаются друг от друга и вообще от чего-либо! Запад. Восток. Север. Юг… Каждый фестиваль со своим "индивидуальным ароматом", со своими собственными интерпретациями, с богатейшим спектром контрастов".
   Фестивальные впечатления - как вспышки памяти, как мельчайшие импульсы, как круги от брошенного в воду камня, что, расходясь, всё увеличиваются…

top of document