повернутися до розділу ФЕСТИВАЛІ


   Леся Олейник, секретарь правления Союза композиторов Украины
Два дня и две ночи в Одессе
   "Музыкальная Европа теперь внимательнее смотрит на Украину, на Одессу, потому что здесь родился фестиваль подлинно европейского уровня". (Павло Длябога "Neue Luzerner Zeitung", Швейцария). Уже несколько лет Одесса является лидером инновационных процессов в украинской музыке. Здесь формируются новые идеи, открываются новые возможности для творчества, определяются некоторые направления современной культуры. Прежде всего, благодаря уникальному по форме ежегодному международному фестивалю "Два дня и две ночи новой музыки"


         

   Представьте себе 24-часовый нон-стоп новой музыки, разделенный на двое суток. Этот марафон стартует после полудня и продолжается до "третьих петухов". Затем несколько часов перерыва, дабы немного прийти в себя от перенасыщения впечатлениями и, главное, пообщаться с мировыми звездами и живыми творцами новой музыки, с коллегами-марафонцами, которые за семь лет уже стали твоими друзьями. Ведь международный фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки" проходит в Одессе уже седьмой раз, и те, кто хотя бы раз на нем побывал, отказать себе в радости снова попасть в это музыкально-зрелищное "колесо" вряд ли смогут.
   Учитывая условность термина "новая музыка", попробуем определить, что же попадает в программу Фестиваля и почему Одесса обозначена на карте современного искусства Европы. Итак, новая музыка:
   это - музыка, написанная по современным композиторским технологиям;
   это - музыка-эксперимент, позволяющий все, что имеет право называться профессиональным творчеством;
   это - музыка, возвращающая нас к синкретическому творчеству: ритм, мелодия (или же ее отсутствие), все возможные и невозможные звуковые и разговорные формы + танец, жест, пантомима, средства визуальных искусств и многое другое. Или другими словами -перформанс, инсталляция, визия, трансформация, спектакль на миг, фигуры и т.д. и т.п.
   На Фестивале звучат и образцы классического авангарда, и пост-модерна, и разнообразные течения как "живой", так и электронной, компьютерной, акусматической, мультимедийной музыки. Здесь можно увидеть и ритуальные инуитские танцы, услышать горловое пение монгольских народных музыкантов или магическую таблу из Индии, т.е. - новую (неизвестную) для нас музыку, воспринимаемую поэтому также как эксперимент.
   Присутствие многих национальных культур на Фестивале органично прежде всего потому, что Одесса всегда была мультиэтничным, а посему - интеркультурным, городом. Но речь о другом. Во время последнего Фестиваля высказывались мнения о том, что новизна новой музыки не абсолютна, слишком многое-де было открыто еще в первой половине прошлого века, поэтому, возможно, новая музыка уже топчется на месте. И если авангард порывал с традиционным художественным языком, то не становятся ли уже традиционными технологии новой музыки, и не грядет ли возврат к очередному "нео"? Вероятно, поиски неведомого, эксцентричного и привели два года спустя от рождения Фестиваля к аутентичным музыкальным традициям Армении, Кореи, Монголии, а затем -Азербайджана, Аляски, Греции, Индии, дающим развитию новой музыки новые измерения. Можно также усмотреть и некую связующую отдельных проявлений модерной музыки с древней народной культурой (не восходит ли, к примеру, техника минимализма к истокам обрядового или ритуального фольклора?).
   В то же время, исполнители аутентического искусства как бы демократизируют элитарный одесский форум, который собирает первоклассных инструменталистов, певцов, композиторов, художников, режиссеров. За фестивальные годы здесь побывали несколько сот зарубежных и украинских музыкантов и представителей разных искусств. К примеру, в нынешнем, седьмом, Одесском форуме участвовало 180 исполнителей из 22 стран. Среди них - ансамбли из Нью-Йорка - "Continuum", Австрии - "Wiener Collage", Швейцарии "Erzsebet", струнное трио им. Кандинского (Германия), фортепианное трио Avalon (Швейцария) трио Хаан (Корея). Эти и другие исполнители пополнили список предыдущих участников - таких исполинов в мире современной музыки, как "Ensemble fur neue Musick. Zurich", ансамбли "2Е2М" (Франция), "Klangheimlich"(Швейцария), саксофоновый квартет XASAX (Франция), "Accroche note", "Musikfabrik" (Германия), Московский ансамбль современной музыки, солисты Карин Левайн, Даниель Кензи, Питер Шеппард, Кристина Ашер, Паскаль Конте, Барри Веб, Пьер-Стефане Меже, Филипп Кюпер и многие другие, не менее именитые музыканты. В прелюдии к Фестивалю проводятся мастер-классы с исполнителями и композиторами (особенно запомнились встречи с композиторами из Франции Тристаном Мюрайем, Полем Мефано, Румынии - Виолеттой Динеску, Литвы - Витаутасом Германавичюсом). Лучшие записи фестивалей записаны на компакт-диски и протиражированы в Германии.
   Благодаря ежегодным Двум музыкальным суткам (всегда в апреле), Одесса "засветилась" в новом издании авторитетной немецкой музыкальной энциклопедии Музыка в истории и современности\MGG, 2000. Прибывший в Одессу музыковед из Германии Детлев Гойови заметил, что мировой авангард имеет русские и украинские -корни. Напомним, что Одесса в конце 10-х г. ХХ ст. была одним из центров футуризма
   как в литературе, так и в музыке. Одним из его представителей был композитор и пианист, одессит Климентий Корчмарев. Президент Фестиваля, дирижер, профессор Высшей школы музыки Фрайбурга Бернгард Вульф прокомментировал: "Одесса - уникальное место, и я не могу представить какой-либо другой город, в котором мог бы существовать подобный фестиваль. Здесь люди очень открыты к восприятию, и здесь чувствуется особая магия".
   Придумать, такой уникальный по форме и высокопрофессиональный парад-модерн, фестиваль, заслоняющий на время все другие культурные события Украины, мог человек безусловно талантливый, творческий, профессионал-музыкант. Его автором и постоянным художественным руководителем является композитор, профессор Одесской консерватории Кармелла Цепколенко - известная не только в Украине, но и во многих странах мира. Ежегодно ее Авторский фестиваль удивляет новой, оригинальной концепцией.
   Так, первый по счету акцентировал мелодраму, соединяющую инструментальную музыку, пение и речевые формы, следующий за ним - электронную и акусматическую музыку, живопись, танец в раскрытии темы орнитологии (музыкальные птицы Мессиана, "Концерт птиц" на музыку нескольких композиторов из разных стран Европы). Форум 2000-го, посвященный аспектам восприятия, фиксировал различные визии: "социальные" (инсайт, вегетация, трансформация), "психологические" (плейофф, перемещение), "физиологические" (мобилис, голос шума), "философские" (медитации, трактат, псалом).
   И все же очевидна общая направленность Фестиваля, которая работает на развитие музыкального театра. Каждое его проведение своего рода театрализация - многоактное действо с заданной драматургией - непрерывным развитием (с прологом и заключением). Каждый музыкальный час Фестиваля отдан перформансу, лишь отдаленно напоминающему традиционный концерт, но гораздо ближе к театральному действу. Так на последнем, седьмом, Одесском форуме первая трехчастная Концерт-сцена 1 развивала идею Игры, в которую вовлекалось стилевое пространство древнеиндийской музыки: европейский духовой и ударный инструментарий перемежался с индийской таблой (прославление индийской Раги). Следующая затем сцена состояла из дуэли-дуэта+1 (драматургия конфликта) в блестящем исполнении украинских музыкантов - баянистов Ивана Ергиева, Павла Фенюка и гобоиста Богдана Голосюка. Концерты-сцены прерывались музыкальными Антрактами-Фантазиями. Четыре фестивальные сцены завершились "Общением в Миллениуме" - с пантомимами, музыкой, масками из Бразилии, греческими танцовщиками, жонглером, электроакустической музыкой. Акцент Седьмого фестиваля был сделан на привнесении в структуру Фестиваля подготовленной импровизации, объединяющей аутентичную и импровизационную музыку, что является, по замыслу, главным условием коммуникации во время Миллениума. Собственно финала в нынешнем Фестивале не было - его "Заключительная речь" завершалась музыкальной импровизацией, как бы обрывающейся на полуслове. Следовательно, форма Фестиваля остается открытой, продолжение его следует…
   За семь лет существования Фестиваля выросли новые исполнительские силы, способные представлять современную музыку Украину на крупнейших европейских форумах. Назову лишь несколько из ансамблей - "Киевская камерата", одесские "Фрески", "Гармонии мира", "Senza Sforzando", дуэты "Виолончелиссимо" и "Каданс", Камерный оркестр Одесской филармонии, ансамбль "Рикошет" (Киев). Новое исполнительское направление формируется мощным композиторским творчеством Украины, представляющим сегодня диапазон поколений от 60-ников до тех, которые только вчера покинули стены консерватории. Произведения В.Сильвестрова, Е.Станковича, В.Зубицкого, И.Щербакова, В.Рунчака, А.Гаврилец, А.Щетинского, еще более молодых А.Козаренко, Б.Фроляк, Л.Юриной, В.Полевой, С.Зажитько, А.Загайкевич, С.Пилютикова звучат на Одесском форуме наравне со вчерашними студентами - С.Азаровой, В.Буланова. Во многом, благодаря Фестивалю в Одессе сформировалась новая композиторская школа, возглавляемая его автором и художественным директором - Кармеллой Цепколенко (бессменный директор "2 дней и 2 ночей" - Александр Перепелица, блестяще выполняющий свои организационные функции). Музыка К.Цепколенко, как и произведения ее одесских коллег - Людмилы Самодаевой, Юлии Гомельской, Альоны Томленовой, Вадима Ларчикова, как, впрочем, многих других украинских авторов, звучат сегодня в исполнении лучших ансамблей и солистов Швейцарии, Германии, Америки, Франции, Австрии, Голландии, США. и др. стран.
   За, в общей сложности, 14 дней и 14 ночей Одесский форум сумел воспитать новое поколение постоянных слушателей и почитателей новой музыки, прежде всего из молодежной среды. Молодежь чувствует себя здесь особо привычно, сидя за столиками (в перерывах можно подойти к барной стойке) и просто на полу вокруг площадки, окруженной ремонтными металлическими "лесами", которые служат сценическим пространством: место проведения Фестиваля - бывший кинотеатр в центре города.
   Несколько сот напряженно внимающей музыкальному действу слушателей не создают помех ведущейся трансляционной записи для фестивальных компакт-дисков.
   Организаторы "2 дней и 2 ночей", похоже, намерены создать целую индустрию новой музыки в Украине. Фестиваль, к примеру, стимулировал создание, совместно с немецкими и швейцарскими коллегами, Ассоциации Новой Музыки, которая с 1997 г. является членом Международного общества современной музыки (ISCM). Детищем Фестиваля стала, при содействии давнего друга и активного деятеля украинской музыкальной культуры В.В.Задерацкого, Странствующая Академия Искусств. Одесский форум имплантирует свой опыт далеко за пределами своего города: - в Монголии совместно создан Фестиваль новой и традиционной музыки Стук копыт. Создан также "Музыкально-информационный центр Одесса-Украина", главными направлениями которого является создание электронных баз данных о современной украинской музыке, присоединение к международным информационным организациям, каталогам и энциклопедиям, издание онлайнового Интернет-журнала Musica Ukrainica, развитие музыкальной библиотеки, нотного, звукового и других архивов, продуцирование компакт-дисков, менеджмент фестивалей и других музыкальных событий.
   Одесский форум является сегодня формой выживания профессиональной музыки, способом привлечения к украинской культуре пристального внимания и солидарности зарубежных коллег-профессионалов, средством поддержки музыкального творчества и достаточно убедительным примером новых источников существования современной культуры. Его организаторы находят средства для проведения Фестиваля через гранты от международных фундаций, культурных представительств, государственных и приватных структур, а в этом году - и от Министерства культуры и искусств Украины. В списке меценатов его проведения - около 30 зарубежных и украинских организаций. Постоянным Генеральным спонсором Одесских "Двух дней и двух ночей" выступает Международный фонд "Возрождение" (Институт Сороса). Ежегодную поддержку Фестиваль получает от Австрийского посольства и Kultur Kontakt (Австрия), Британского Совета, фонда Gaudeamus (Нидерланды), Немецкого культурного центра Гете-Институт Киев, Французского культурного центра в Украине и ассоциации AFAA (Франция), фонда Pro Helvetia (Швейцария), Шведского, Польского институтов и многих других международных представительств.
   В смелых планах Кармеллы Цепколенко - проведение в Украине фестиваля Дни Мировой Музыки, который ежегодно проводит ISCM. Пожелаем Кармелле и ее "команде" успехов!

top of document