повернутися до розділу ПАМ'ЯТИ...


   Александр Сокол
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕВЕЦ, РЕКТОР ОДЕССКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ НИКОЛАЙ ОГРЕНИЧ
Александр Сокол - Член-корреспондент Академии искусств Украины, Член Академии наук Высшей школы Украины, Доктор искусствоведения, Профессор,Ректор Одесской государственной консерватории им. А.В.Неждановой

   Он слишком рано ушел от нас, на 63-м году жизни. Прославленный певец с мировым именем, артист, педагог, ректор Одесской консерватории. Вернейший из друзей, добрейший отец и дед, любящий супруг. Мы словно осиротели. Николай Огренич был для нас и Коля, и Николай Леонидович, и народный артист, и профессор, и ректор, и академик, и просто - советчик и защитник в трудную минуту. Для одесситов он также был предельно своим, близким и любимым почетным гражданином Одессы, членом Всемирного клуба одесситов, хотя и родился в Ивановке.
   Его жизненный путь - вначале обычен, затем - уникален. Родился в 1937-м в трудовой, музыкально-одаренной и поэтичной семье. Далее - война, оккупация, голодные послевоенные годы, армия. Учеба в Одесском музучилище. Консерваторию окончил за четыре года с отличием. Работа в оперетте, Одесском оперном. Артистический взлет - стажировка в Ла Скала и победа на международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1970). Международные гастроли, оперная сцена. С 1984 года - ректор Одесской консерватории.
   Он был великим певцом. Достаточно прослушать только один раз его исполнение конкурсных арий Генделя или Баха, в которых Огренич соревнуется в гибкости и виртуозности со скрипками, чтобы понять - так никто никогда у нас не пел и петь, наверное, не будет. Никто не сможет передать пленительное обаяние, теплоту и одухотворенность тембра его голоса. Как-то одна из поклонниц его таланта призналась, что плачет, когда слушает его "Прости небесное созданье". И он ответил: "Я и сам иногда плачу". Он безоговорочно верил в божественное происхождение теноров и в магическое влияние их пения на людей и особенно на женщин. Своим артистизмом, неповторимым исполнительским мастерством он восхищал аудиторию 40 стран, его репертуар содержал почти полную антологию теноровых партий, романсов, песен - около 400 произведений.
   Он был выдающимся артистом и оратором, одаренным режиссером-постановщиком - на сцене и на работе. Все концерты, праздничные вечера, посвящения он продумывал и вел сам - будь это в Большом зале консерватории или в оперном театре. Пафос "высокого" стиля его речей в сочетании с искрометным сиюминутным юмором и остроумием поражали слушателей и оставляли "в шоке" на долгое время (я уже не говорю о выступлениях на капустниках). То же самое - в докладах и речах на весьма академических (совсем не "шуточных") мероприятиях, например на сессии Академии искусств Украины, где он как член-корреспондент Академии рапортовал о созданном им Южном центре Академии искусств Украины, или на фестивале теноров "Золотая корона", на котором присутствовал президент страны Леонид Данилович Кучма.
   Он страстно любил свою семью, жену Светлану, братьев, сестер, детей, внуков. Он гордился ими. Однажды с удовольствием поделился: "Моя невестка сказала, что любит меня, как своего отца!" Точно так же он любил своих учеников. После их побед на международных конкурсах он любил прослушивать вместе с нами записи их выступлений и с удовольствием комментировал сильные и слабые места программы, отмечал "самодеятельность" ученика в отношении к тексту произведения и "установкам" педагога. Радостно и печально, что за день до смерти Огренича, 11 апреля, его ученик Костя Андреев стал лауреатом - первая премия на международном конкурсе вокалистов в Барселоне (Испания). Гостеприимство Николая Леонидовича не имело границ. Это был хлебосольный хозяин, который за праздничным торжественным столом хотел бы видеть всех, кто когда-либо соприкасался с ним в одном историческом времени - от родственников из Ивановки - до гостей из ближнего и дальнего зарубежья.
    Он был великим руководителем. Он вел нас уверенно и твердо, осуществляя самые смелые проекты. В итоге - сотрудничество с музыкальными вузами, коллективами, учреждениями Финляндии, Франции, Германии, Италии, Китая, Вьетнама, совместные музыкальные акции, например, постановка "Свадебки" И. Стравинского. Кульминация -участие двухсот студентов и педагогов из Фрайбурга и Одессы в грандиозном "Реквиеме" Дж. Верди, который прозвучал в Германии, Одессе и Киеве. В результате сотрудничества с Финляндией возник суперсовременный проект нового здания Одесской консерватории, "бесплатно" созданный известной финской фирмой. Символом высокого признания Одесской консерватории стало вступление в Европейскую ассоциацию музыкальных вузов и консерваторий. В планах деяний последнего времени предусматривалась совместная постановка оперного спектакля с участием солистов и коллективов трех европейских вузов..-
   Он был мудр - простой и недосягаемо сложной житейской мудростью. Бывало, мы, члены ректората консерватории, предлагали ему два варианта решения трудного вопроса. Он выдвигал третий, который мы охотно принимали, удивляясь его гениальности и простоте. А он знал, учитывая ситуацию, что его решение не может быть выполнено и его и не надо выполнять, в чем мы убеждались позже. И в этом было нечто божественное. Только его дар принятия нестандартных решений позволил спасти Одесское отделение музыкально-хорового общества Украины (сейчас - Национальный всеукраинский музыкальный союз) в трудные годы реформ и дать ему новые стимулы развития.
   Он всегда был победителем. Одним из его девизов было: "Кто хочет, ищет средства, кто не хочет, ищет причины". Три победы стали вехами на его жизненном пути и определили масштаб его личности: признание взыскательной итальянской аудитории во время стажировки в Ла Скала, первая премия на международном конкурсе им. П. И. Чайковского и мужественное преодоление тяжелой болезни, которая настигла его и, казалось, была непреодолимой. Он победил ее (чем особенно гордился) и далее жил так, как будто ничего не случилось. Но судьба была неумолима...
   Пятнадцать лет он руководил Одесской консерваторией, и это были годы самого интенсивного ее развития. Николай Огренич поддерживал любые начинания: будь то фестивали новой музыки, издание истории Одесской консерватории или международные конференции с культурологической проблематикой. Поддержка молодых талантов была его главной и постоянной заботой.
   Его провожали в последний путь тысячи одесситов и прибывших из других мест друзей, коллег, родственников, близких. Все заботы взяла на себя мэрия. Гражданская панихида в консерватории. Многолюдная похоронная процессия по улицам города. Отпевание в Успенском кафедральном соборе на Преображенской. Самый высокий чин погребения.
   Как почетный гражданин Одессы он захоронен на Втором христианском кладбище. Если войти с центрального входа и подойти к Свято-Дмитриевской церкви, то справа от алтаря можно увидеть устланное цветами надгробие с крестом. Там покоится Николай Огренич - великий Человек, Артист, Ректор Одесской консерватории.
   Он был и он есть. Его искусство и добрые дела остались с нами. Почтите его память, поклонитесь.
   И пусть светлая память о нем всегда будет с нами!

top of document