повернутися до розділу ПОРТРЕТИ...


   Александр Станко
ПЕСНЯ И ТАНЕЦ
   Мои студенческие годы в Одесской консерватории прошли в то время, когда ректором нашего учреждения был Константин Федорович Данькевич - композитор, пианист, певец, эрудированнейший человек, хорошо знавший мировое искусство, философию, поэзию, сам писавший стихи. Он часто выступал перед студенческой аудиторией в зале консерватории. Здесь он с увлечением демонстрировал свои новые произведения, пел, играл на фортепиано. Все присутствующие, как завороженные, в тишине слушали своего наставника.
   Известно, что большую часть своего творческого труда К. Ф. Данькевич отдал сочинению крупных произведений оперного и симфонического искусства. Для струнных инструментов им написаны квартет и две пьесы для скрипки и фортепиано под названием "Песня и танец".
   Мне вспоминается начало создания этих пьес. Это было в сороковых годах. Однажды во время моего урока по специальности в классе скрипки профессора Ф.Е.Макстман неожиданно зашел ректор консерваторий композитор К.Ф.Данькевич. Он сказал: "Я принес рукопись моего нового сочинения для скрипки и фортепиано. Если возможно, хотел бы сейчас его проиграть и послушать. Я давно собирался написать произведение для любимого мною инструмента, но вот только сейчас собрался". С этими словами он сел за рояль, а мне передал скрипичную партию своего нового произведения. На рукописи было написано "Песня и танец" для скрипки и фортепиано. Мы начали играть. Полились протяжные звуки народной песни, перенесшие нас на широкие просторы украинских полей, а затем танец. Перед взором заплясали "парубки моторні", лихо приседая и выбрасывая ноги в стороны. Все это было очень впечатляюще! Музыка не претендовала на модернистские усложнения, просто выражала задушевную украинскую мелодию и характерный танец. Да, здесь гармонические усложнения, пожалуй, и не нужны были, они могли бы "замутить" искренность и чистоту народного мелоса.
   Константин Федорович, в общем, остался прослушиванием доволен, хотя отметил, что начальные такты следует гармонизовать несколько иначе, что в дальнейшем им было осуществлено. Он посоветовался со мной в отношении штрихов смычка скрипичной партии.
   После первой репетиции я сразу же включил пьесы в свой репертуар. Первое исполнение пьес было осуществлено мною совместно с концертмейстером В.М.Высоцкой в зале Одесской консерватории. Впоследствии эти пьесы исполнялись мною не только в Одессе, но и в других городах Украины, а также в Финляндии. Примечательно, что после моего сольного концерта в городе Оулу, в котором наряду с другими произведениями исполнялись "Песня и танец" К.Ф. Данькевича, один из финских скрипачей Пааво Раутио сказал мне: "Спасибо за то, что вы приобщили нас к украинской музыке. Мы стали ближе к вашему народу". Эти слова финского музыканта глубоко запали мне в душу, так как выражали наивысшую похвалу как композитору, так и исполнителю, осуществляющих священную миссию музыкального искусства - сближать народы.

top of document