повернутися до розділу ПЕРСОНАЛІЯ


    Кармелла Цепколенко
Сценарная разработка музыкального материала
Для ведения лекции необходимы: Кассетный магнитофон с акустической системой, видеомагнитофон с телевизором или видео-проектором. Восьмицветный набор красок (акварель) на каждого участника, кисточки, бумага для рисования.
   Господа, мне очень приятно выступать перед вами и поделиться с вами своими идеями, надеюсь, что наше общение окажется взаимоинтересным. До начала своего выступления я хотела бы поблагодарить госпожу Кристину Стеннеггер за любезное приглашение, благодаря чему и могла состояться сегодняшняя встреча.
   Обычно композиторы не раскрывают секретов своей "творческой кухни". Творческий процесс глубоко скрыт в подсознании и никогда не возможно объяснить, как собственно рождается музыка. Я и не буду пытаться это сделать. Однако интересно понять, что собственно способствует созданию музыки и что препятствует. Общие закономерности художественного творчества позволяют экстраполировать наши выводы на исполнительское творчество. Кроме того исполнителя всегда интересно знать, что же собственно представлял композитор, сочиняя то или иное произведение.
   Большинство исследователей сходятся на том, что "толчком" к созданию музыкального произведения является немузыкальный импульс. Для одних это могут быть произведения живописи, литературы, для других непрерывная смена впечатлений, для третьих - всеразрушающая страсть и т.д. Часто такой стимул становится (часто неосознанно) сценарием музыкального произведения. Иногда какое-то сильное впечатление или пережитая история становится сценарием жизни композитора. История знает немало примеров, когда композиторы, следуя своему индивидуальному стимулу, выстраивали свою жизнь в трагическом развороте.
   Я хочу поделиться с вами системой свих стимулов, стимулов, которые помогают мне концентрировать и направлять свою творческую энергию.
   Сценарная разработка музыкального материала - это система немузыкальных действий и поступков, ведущих к концентрации творческой энергии. Сценарная разработка - это контекст музыки, среда, из которой в конечном счете рождается жизнь.
   Ввиду того, что наше общение ограничено рамками ознакомительной лекции, я не смогу объяснить и продемонстрировать свою обучающую методику. Ограничусь показом общих схем.
   Итак, в моей классификации, к первому типу сценарной разработки относиться спонтанная цветовая пластика. В качестве идеи и содержания музыкального произведения я использую цветовой код рисунка. Энергия цветовой пластики порождает звуковую структуру.
   Для того чтобы было ясно, о чем идет речь, проведем небольшой творческий эксперимент. Я предлагаю каждому сейчас, используя восемь цветов акварели, нарисовать собственный портрет настроения.
   Послушайте инструкцию о том, что и как необходимо сделать. Приготовьте краски, кисточки, чистый лист бумаги. От верхней кромки листа отступите 4 сантиметра и проведите горизонтальную линию. В верхней части листа вы будете фиксировать порядок использования восьми цветов: при отображении вашего настроения необходимо использовать все восемь цветов. Очередность, в которой вы обращаетесь к тому или иному цвету, фиксируется в верхнем углу листа. Остальное пространство листа заполняется произвольными цветовыми мазками. В вашей картине не должно быть изобразительности, т.е. узнаваемых предметов. На выполнение этого задания даю вам 5 минут.
   Прошу вас сделать еще одно усилие и представить ваши картины (портреты настроения) в звуках.
   Попрошу нескольких участников исполнить по своим портретам настроения звуковые портреты своего настроения. Еще раз попрошу всех присутствующих посмотреть на картины, которые исполнялись.
   На первый взгляд - случайные мазки. Но используя методику австрийского психотерепевта Люшера мы можем заставить заговорить цвета. И они нам расскажут о том, о чем не подозревает сам автор: о подсознательных стремлениях, желаниях, влечениях, угнетениях, вытеснениях (внутренние запреты). Особенно интересной для нас представляется сфера вытеснений. Часто происходит так, что запрещаемые самому себе желания, стремления, влечения вытесняются в подсознание и часть из них может реализоваться в художественной форме.
   То, что вы услышали, явилось иллюстрацией этого положения. Мы видим, что один из основных цветов и связанное с ним состояние вытеснены на задворки подсознания. В реальной жизни это состояние для этого человека по каким-то причинам невозможно и было вытеснено. Зато в художественной реальности оно стало возможным и естественным.
   На других рисунках мы видим, что в данный момент у участников нет видимых вытеснений. Ничто тяжелым молотом нереализованных желаний не стучит в двери их подсознания. Музыка также соответствует выраженному цветом состоянию.
   Я полагаю, что сочинение музыки возникает только в том случае, если у композитора имеется избыточная энергия и имеет место некая сфера вытеснений (нереализованных желаний). Сценарная разработка - это, в данном контексте, изучение модели чужих переживаний (на основе выраженности их в художественной реальности) и сочинение собственной музыки с использованием данной модели.
   Сейчас я вам покажу фортепианные пьесы, поводом для сочинения которых могли явиться вот такие картины.
   Несколько другой формой концентрации творческой энергии является тип сценарной разработки, который называется Фабульная разработка музыкального материала. Сама фабульная разработка состоит из двух подвидов: идейной и литературной разработок.
   Идейная разработка музыкального материала, представляет собой общую идею, вокруг которой могут концентрироваться чувства и мысли. Иногда это может быть одно слово, например дуэль. Само только это слово может возбудить целый пласт переживаний: от комического до трагических. Я написала целую серию пьес, в основе которых лежит идея дуэли, одну из них я ейчас вам покажу.
   В духе такой же лаконичной идейной разработки написано произведение для органа "Свет, который в тебе, не есть ли тьма?". Поводом и содержанием его стала цитата из Библии, которая отражена в названии.
    Часто идеей музыкального произведения становятся события или явления, которые доставляют нам удовольствие. Я, например, очень люблю карточные игры. И вот однажды, мне захотелось раскрыть эмоциональную суть игры. Так родился цикл "Игра в карты".
    В качестве идеи также иногда служат отвлеченные понятия. Например, в основу замысла написания моего струнного квартета "На Прославление 4-х стихий" была положена идея четырехзначного кода. История человеческой культуры знает множество кодов: двоичный - от солнечно-лунного до азбуки Морзе; троичные коды - три брата в сказках, триада Богов и т.п. Однако, доминирующая роль не только в культуре, но и в познании жизни принадлежит четырехзначному коду: запад, восток, юг, север; весна, осень, зима, лето, и т.д.
   Идея четырехзначного кода легла в основу двух моих произведений: струнного квартета "На Прославление 4-х стихий" и "Аум-квартет".
   Идея двоичного кода привела к созданию цикла Черной луны.
   Вторым видом фабульной разработки является литературная сценарная разработка музыкального материала. Литературная разработка сложнее идейной разработки. Она принципиально детализирована и кроме идейной части (с ее особенностями зажигать, увлекать, давать толчок работе фантазии) предусматривает еще и "события", "поступки".
   Другими словами литературная разработка представляет собой воспроизведенную идею скрытого драматического действия с внутренними ролями и поведенческими линиями. Особое значение литературная разработка принимает при создании масштабных произведений. Так, принцип развития литературной разработки я применяла при создании таких произведений как Фортепианный Концерт-Драма, Флейта-пуританка, Бесконечная одинаковость Солнц.
   Как строится сценарная фабульная разработка, покажу на примере своего произведения "Бесконечная одинаковость Солнц".
   Предыстория такова. Ансамбль "Новой музыки Цюрих" заказал мне произведение для своего состава. Несколько месяцев я пыталась придумать идею этого произведения, но ничего не приходило в голову, те идеи которые появлялись не вызывали вдохновения и желания писать.
   И вот однажды я увидела фильм с участием Николсона "Веджвудские ведьмы". Фабула этого фильма и стала сценарием моего произведения. Вкратце содержание фильма таков: богатый и очень обаятельный молодой человек последовательно обольщает и совращает трех прелестных девушек: журналистку, виолончелистку, художницу. Живя в его дворце они постепенно догадываются о том, что их избранником стал не кто-нибудь, а сам дьявол. Договорившись между собой, они изгоняют дьявола, но в замен у каждой рождается по очаровательному мальчику.
   Безусловно, стало ясно, что на роль обольстителя и совратителя могут претендовать только ударные. Мне в данном случае очень импонировала идея доброго Дьявола. Человек - мера вещей. Каждый творческий индивид становится местом притяжения разных направляющих сил: и божественного провидения и дьявольского искушения. Тонкость материи духа, многоплановость и многозначность переживаний, противоречивость и последовательность духовных коллизий - все это чрезвычайно интересно. Кроме того, сам Дьявол в этом контексте становится не Демоном сеющим зло и смерть, а олицетворением Космоса, неведомых энергетических сил.
   Сейчас мы прослушаем это произведение и вы сможете услышать как данный сценарий материализовался в звуках.
   Я кратко, в эскизной форме познакомила вас с тем методом, который я использую в настоящее время в своем творчестве и в преподавании. При таком способе сочинения музыки существенно возрастает роль живого непосредственного переживания, композиторское "Я" выходит за собственную оболочку, соединяясь с "Я" других творческих людей. Не думаю, что моими принципами сочинения напрямую сможет воспользоваться кто-то из вас, но я надеюсь, что познакомившись с моим опытом, вы сможете что-то вынести полезного для себя, а я, общаясь с вами,- для себя.

top of document